martishka: (умею читать)
[personal profile] martishka
Наткнулась на список 100 книг, по которым россияне отличают своих от чужих. В геноме русской души я ничего не понимаю, но может быть, мои российские читатели что-то добавят, разъяснят, поспорят?
Конечно, все это очень условно, как и прочие попытки загонять целые пласты литературы в рамки, но мне было интересно, что именно я читала, а что пропустила или никак руки не дойдут.
Я из списка оставила только сами названия и интересные цитаты. Давайте поговорим об этих 100 книгах?

1. «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков
«Никогда и ничего не просите! Сами предложат и сами все дадут»

2. «Евгений Онегин» Александр Пушкин
«Чем меньше женщину мы любим, // Тем легче нравимся мы ей»

3. «Преступление и наказание» Федор Достоевский
«Тварь ли я дрожащая или право имею»

4. «Война и мир» Лев Толстой
«Коли тебя убьют, мне старику больно будет... — а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!»

5. «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери
«Мы в ответе за тех, кого приручили»

6. «Герой нашего времени» Михаил Лермонтов
"Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается"

7. «Двенадцать стульев» Илья Ильф, Евгений Петров
«Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?»

8.«1984» Джордж Оруэлл
«Кто управляет прошлым, — гласит партийный лозунг, — тот управляет будущим

9. «Сто лет одиночества» Габриэль Гарсиа Маркес
«Человек — вольная птица, пока мертвец не свяжет его с землей»

10. «Гарри Поттер» Джоан Роулинг
«Для высокоорганизованного разума смерть — очередное приключение»

11. «Мертвые души» Николай Гоголь
«Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа».

12. «Анна Каренина» Лев Толстой
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

13. «Идиот» Федор Достоевский
«Мир спасет красота»

14. «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд
«Что пользы человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу»

15. «Горе от ума» Александр Грибоедов
«И дым отечества нам сладок и приятен»

16. «Отцы и дети» Иван Тургенев
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

17. «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкин
«И слабейший из смертных может изменить ход будущего»

18. «Над пропастью во ржи» Джером Сэлинджер
«Никому ничего не рассказывайте. А то расскажете про всех — и вам без них станет скучно».

19. «Три товарища» Эрих Мария Ремарк
«Счастье — самая неопределенная и дорогостоящая вещь на свете»

20. «Доктор Живаго» Борис Пастернак
«Всякая стадность — прибежище неодаренности… Истину ищут только одиночки»

21. «Собачье сердце» Михаил Булгаков
«Разруха не в клозетах, а в головах»

22. «Алиса в Стране чудес» Льюис Кэрролл
«Чем ворон похож на конторку?»

23. «Братья Карамазовы» Федор Достоевский
«Человек ищет не столько бога, сколько чудес»

24. «Шерлок Холмс» (всего 60 произведений) Артур Конан Дойль
«Нет ничего более обманчивого, чем вполне очевидный факт»

25. «Три мушкетера» Александр Дюма
«Один за всех и все за одного!»

26. «Капитанская дочка» Александр Пушкин
«Береги честь смолоду»

27. «Мы» Евгений Замятин
«Свобода и преступление так же неразрывно связаны между собой, как... ну, как движение аэро и его скорость»

28. «Ревизор» Николай Гоголь
«Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!..»

29. «Ромео и Джульетта» Уильям Шекспир
«Чума на оба ваших дома!»

30. «Старик и море» Эрнест Хемингуэй
«Океан стоит того, чтобы рассказать, что такое человек»

31. «Темные аллеи» Иван Бунин
«Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело».

32. «Фауст» Иоганн Вольфганг Гете
«Я часть той силы без числа, что делает добро, желая людям зла»

33. «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери
«И черт умеет иной раз сослаться на священное писание»

34. Библия Учебник учебников
«И увидел Бог, что это хорошо»

35. «Процесс» Франц Кафка
«Бывают случаи, когда приговор можно вдруг услыхать неожиданно, от кого угодно, когда угодно»

36. «Золотой теленок» Илья Ильф, Евгений Петров
«Нет, это не Рио-де-Жанейро, это гораздо хуже»

37. «О дивный новый мир» Олдос Хаксли
«Каждый принадлежит всем остальным»

38. «Тихий Дон» Михаил Шолохов
«В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата»

39. «Generation “П”» Виктор Пелевин
«Антирусский заговор, безусловно, существует — проблема только в том, что в нем участвует все взрослое население Роccии»

40. «Гамлет» Уильям Шекспир
«Быть иль не быть — вот в чем вопрос»

41. «Гордость и предубеждение» Джейн Остин
«В девяти случаях из десяти женщине лучше казаться влюбленной сильнее, чем это есть на самом деле»

42. «Два капитана» Вениамин Каверин
«Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души»

43. «Над кукушкиным гнездом» Кен Кизи
«Рано или поздно каждый из нас должен проиграть. С этим ничего не поделаешь»

44. Трилогия о Незнайке Николай Носов
«— А кто такие эти полицейские? — Бандиты! Честное слово, бандиты!»

45. «Обломов» Иван Гончаров
«Мудрено и трудно жить просто!»

46. «Понедельник начинается в субботу» Аркадий и Борис Стругацкие
«В отделе Вечной Молодости после долгой и продолжительной болезни скончалась модель бессмертного человека»

47. «Приключения Тома Сойера» Марк Твен
«Если хочешь, чтобы человек что-нибудь сделал, пусть даст зарок, что не станет делать этого во веки веков. Вернейший способ!»

48. «Архипелаг ГУЛАГ» Александр Солженицын
«Это волчье племя — откуда оно в нашем народе взялось? Не нашего оно корня? не нашей крови? Нашей. Так чтобы белыми мантиями праведников не шибко переполаскивать, спросим себя каждый: а повернись моя жизнь иначе — палачом таким не стал бы и я?»

49. «Великий Гэтсби» Фрэнсис Скотт Фицджеральд
«Если тебе вдруг захочется осудить кого-то, — сказал он, — вспомни, что не все люди на свете обладали теми преимуществами, которыми обладал ты»

50. «Вино из одуванчиков» Рэй Брэдбери
«Взрослые и дети — два разных народа, вот почему они всегда воюют между собой»

51. «Волшебник Изумрудного города» Александр Волков
«Сердце делает очень многих людей несчастными. Не очень большое преимущество иметь сердце»

52. «Все о муми-троллях» Туве Янссон
«Тот, кто ест блины с вареньем, не может быть так уж жутко опасен»

53. «История одного города» Михаил Салтыков-Щедрин
«Ежели чувствуешь, что закон полагает тебе препятствие, то, сняв оный со стола, положи под себя»

54. «Лолита» Владимир Набоков
«Предлагаю похерить игру в поцелуи и пойти жрать»

55. «На Западном фронте без перемен» Эрих Мария Ремарк
«Всякому приличному кайзеру нужна по меньшей мере одна война, а то он не прославится»

56. «По ком звонит колокол» Эрнест Хемингуэй Учебник мужества
«Печальные мысли как туман. Взошло солнце — и они рассеялись».

57. «Триумфальная арка» Эрих Мария Ремарк
«Женщина от любви умнеет, а мужчина теряет голову»

58. «Трудно быть богом» Аркадий и Борис Стругацкие
«Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят черные»

59. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричард Бах
«Серая скука, и страх, и злоба — вот причины того, что жизнь столь коротка»

60. «Граф Монте-Кристо» Александр Дюма
«Я совсем не горд, я счастлив, а счастье, очевидно, ослепляет еще больше, чем гордость»

61. «Мартин Иден» Джек Лондон
«Жизнь коротка, и я хочу взять от каждого лучшее, что в нем есть»

62. «Москва — Петушки» Венедикт Ерофеев
«Все говорят: Кремль, Кремль. Ото всех я слышал про него, а сам ни разу не видел»

63. «Повести Белкина» Александр Пушкин
«Что пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит?»

64. «Тошнота» Жан-Поль Сартр
«Я чувствовал такое отчаянное одиночество, что хотел было покончить с собой. Удержала меня мысль, что моя смерть не опечалит никого, никого на свете и в смерти я окажусь еще более одиноким, чем в жизни»

65. «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз
«Совсем не трудно иметь друзей, если разрешаешь людям над собой смеяться»

66. «Белая гвардия» Михаил Булгаков
«Уныния допускать нельзя. Большой грех — уныние...»

67. «Бесы» Федор Достоевский
«Если хочешь победить весь мир, победи себя»

68. «Божественная комедия» Данте Алигьери
«Не для того на свете мы живем, // Чтоб смерть застала нас в блаженной лени!»

69. «Бойцовский клуб» Чак Паланик
«В этом и состоит свобода. Когда теряешь всякую надежду»

70. «Вишневый сад» Антон Чехов
«Мы отстали по крайней мере лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку»

71. «Замок» Франц Кафка
«Человек в своем неведении действует смелей, а потому я охотно останусь при своем неведении»

72. «Имя розы» Умберто Эко
«Ничто так не подбадривает струсившего, как трусость другого человека»

73. «Повелитель мух» Уильям Голдинг
«Все всегда оказываются не такими, как от них ждешь»

74. «Посторонний» Альбер Камю
«Я уверен, что жив и что скоро умру. Да, кроме этой уверенности, у меня ничего нет. Но по крайней мере этой истины у меня никто не отнимет»

75. «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго
«Оба некоторое время хранили неподвижность и молчание: он — любуясь ее красотой, она — удивляясь его безобразию»

76. «Чума» Альбер Камю
«Самый удобный способ познакомиться с городом — это попытаться узнать, как здесь работают, как здесь любят и как здесь умирают».

77. «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» Курт Воннегут
«Как приятно — ничего не чувствовать и все же считаться живым»

78. «А зори здесь тихие» Борис Васильев
«Война — это ведь не просто кто кого перестреляет. Война — это кто кого передумает»

79. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николай Гоголь
«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он»

80. «Ночевала тучка золотая» Анатолий Приставкин
«Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди»

81. «Пикник на обочине» Аркадий и Борис Стругацкие
«Нет на свете ничего такого, чего нельзя было бы исправить»

82. «Про Федота-стрельца, удалого молодца» Леонид Филатов
«Чай, не лаптем щи хлебаю, сображаю, что к чему!»

83. «Скотный двор» Джордж Оруэлл
«Все животные равны. Но некоторые животные более равны, чем другие»

84. «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл
«Не буду думать об этом сейчас. Подумаю об этом завтра»

85. «Алые паруса» Александр Грин
«Море и любовь не терпят педантов»

86. «Дары волхвов» О. Генри
«Откуда напрашивается философский вывод, что жизнь состоит из слез, вздохов и улыбок, причем вздохи преобладают»

87. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Мигель де Сервантес
«Сюда, сюда, отважные рыцари! — кричал он. — Пора вам выказать силу доблестных ваших дланей, не то придворные рыцари возьмут верх на турнире»

88. «Илиада» и «Одиссея» Гомер
«Но не без дела погибну, во прах я паду не без славы; // Нечто великое сделаю, что и потомки услышат»

89. «Робинзон Крузо» Даниэль Дефо
«Такова уж человеческая натура: мы никогда не видим своего положения в истинном свете, пока не изведаем на опыте положения еще худшего, и никогда не ценим тех благ, какими обладаем, покуда не лишимся их»

90. «Трое в лодке, не считая собаки» Джером К. Джером
«Не знаю почему, но когда я вижу кого-нибудь спящим, в то время как я бодрствую, я прихожу в ярость»

91. «Палата № 6» Антон Чехов
«Нет подлее преступления, как убийство слабых и беззащитных»

92. «Винни-Пух и все-все-все» Алан Милн
«Трудно быть храбрым, когда ты всего лишь Очень Маленькое Существо»

93. «Двенадцать» Александр Блок
«Так идут державным шагом, // Позади — голодный пес, // Впереди — с кровавым флагом, // И за вьюгой невидим, // И от пули невредим, // Нежной поступью надвьюжной, // Снежной россыпью жемчужной, // В белом венчике из роз — // Впереди — Исус Христос»

94. «Колымские рассказы» Варлам Шаламов
«Все, что было дорогим, растоптано в прах, цивилизация и культура слетают с человека в самый короткий срок, исчисляемый неделями»

95. «Котлован» Андрей Платонов
«От счастья только стыд начинается»

96. «Письма римскому другу» Иосиф Бродский
«Если выпало в империи родиться, // Лучше жить в глухой провинции у моря»

97. «Черный человек» Сергей Есенин
«В грозы, в бури,//В житейскую стынь,//При тяжелых утратах//И когда тебе грустно,//Казаться улыбчивым и простым —//Самое высшее в мире искусство».

98. «Шум времени» Осип Мандельштам
«Речь отца и речь матери — не слиянием ли этих двух питается всю долгую жизнь наш язык, не они ли слагают его характер?»

99. «Путешествия Гулливера» Джонатан Свифт
«На свете нет такой нелепости, которая не имела бы своих защитников среди философов»

100. «Случаи» Даниил Хармс
«Композитор: Я композитор! Ваня Рублев: А, по-моему, ты говно! Композитор, тяжело дыша, так и осел. Его неожиданно выносят»
======

Что из списка прочли вы и порекомендуете? Что хотели бы прочесть, а что не станете читать ни за что? :)

Еще интересно:
100 книг, которые должен прочитать каждый, по версии Daily Telegraph
100 книг века по версии Le Monde
100 лучших книг в истории мировой литературы по версии Newsweek
100 лучших книг в истории по версии Нобелевских лауреатов

Школьная программа по зарубежной литературе 5-9 классы (Украина)
.... по украинской литературе 5-9 классы
Школьные программы 10-11 классы (Украина)
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2013-09-24 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] ov-20.livejournal.com
мне очень странно было бы думать, что кто-то из моего ближайшего окружения не читал все - или хотя бы не имеет очень хорошего представления о всех пунктах списка.

Date: 2013-09-24 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] martishka.livejournal.com
Я прочла примерно половину и считаю себя довольно "начитанным" человеком =)

Может быть в России больше читают российских авторов, конечно, - у меня всегда была направленность больше в зарубежную литературу.

(no subject)

From: [identity profile] ov-20.livejournal.com - Date: 2013-09-24 08:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] martishka.livejournal.com - Date: 2013-09-24 08:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ov-20.livejournal.com - Date: 2013-09-24 08:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] martishka.livejournal.com - Date: 2013-09-24 08:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ov-20.livejournal.com - Date: 2013-09-24 08:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] martishka.livejournal.com - Date: 2013-09-24 08:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ov-20.livejournal.com - Date: 2013-09-24 08:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] martishka.livejournal.com - Date: 2013-09-24 08:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ov-20.livejournal.com - Date: 2013-09-24 08:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mega-linch.livejournal.com - Date: 2013-09-24 10:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] martishka.livejournal.com - Date: 2013-09-25 02:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bilitisplus.livejournal.com - Date: 2013-09-24 08:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] martishka.livejournal.com - Date: 2013-09-24 08:15 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-09-24 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] nina-kink.livejournal.com
Я не читала, наверное, процентов 10 из этого списка, многое, правда, читала давно и нужно перечитать. В моем списке не было бы Ричарда Баха.

Если говорить о своих-чужих лично моих, то в моем списке были бы еще Довлатов, Седарис, Коупленд, Буковски и Маргарет Этвуд.

Date: 2013-09-24 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] martishka.livejournal.com
А можешь объяснить, как именно эти авторы отражают твою "русскость"?...
Edited Date: 2013-09-24 08:48 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] nina-kink.livejournal.com - Date: 2013-09-24 08:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] martishka.livejournal.com - Date: 2013-09-24 08:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nina-kink.livejournal.com - Date: 2013-09-24 09:04 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-09-24 09:01 pm (UTC)
From: [identity profile] western-front.livejournal.com
ой, а библия что делает в этом списке?

я давно задумывалась над этим вопросом (не о библии, о литературе) - есть произведения которые очень сложно (и иногда мне кажется вообще невозможно) перевести на другой язык. Я говорю о Ильфе и Петрове, Федоте-Стрельце, Мастере и Маргарите итд. Там, где не только язык, но и подтекст и культура. Если говорить только об языке - некоторых "классиков" (типа Чехова) тоже очень тяжело переводить. Т.е. и текст верен, и смысл ясен, только вот языковые нюансы не все. В этом плане Достоевскии, Толстой, Гоголь, Грин итд - гораздо легче (в плане нюансов).
(с другой стороны, Сартр или Камю в оригинале и в очень хорошем русском переводе - это 2 разные вещи тоже)

Date: 2013-09-24 09:04 pm (UTC)
From: [identity profile] martishka.livejournal.com
Библия, бесспорно, оказывает значительное влиянию "как Книга Книг" на российского массового читателя, Вы не согласны? :-)

(no subject)

From: [identity profile] western-front.livejournal.com - Date: 2013-09-25 08:17 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-09-24 09:12 pm (UTC)
From: [identity profile] islandena.livejournal.com
Сама удивляюсь, но оказалось, что я почти все читала из этого списка. Не читанных насчитала 4 книги. Но вот принцип, по которому составлялся список, так и не уловила. "Книги, по которым россияне отличают своих от чужих" - по-моему, звучит смешно, если не глупо. Хочется предложить дойти до ближайшего пивного ларька с этим списком и "поотличать". :)

Date: 2013-09-24 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] martishka.livejournal.com
:) не те россияне, не те.

Date: 2013-09-24 09:25 pm (UTC)
From: [identity profile] miss-ambassador.livejournal.com
Несколько недель назад обсуждали этот список с русскими друзьями на ФБ.
Не думаю, что весь список отражает именно "русскость". Скорее, это некий код общей образованности, по которому люди узнают друг друга. Переводные книги, а также, например, Достоевский и Толстой попадут в код общей образованности и для иностранцев.
НО! Мы (тут я имею в виду русскоязычных читателей) можем узнать друг друга именно по цитатам на русском языке, а если речь идет о переводе произведения, написанного изначально не на русском, то именно этот перевод, а не оригинал, попадают в русский код. Например, не сонеты Шекспира, а сонеты Шекспира в переводе Маршака, не "Божественная комедия" Данте, а "Божественная комедия" в переводе Лозинского. Важен и языковой код.
Что касается культурного кода, заложенного в литературе, то для меня это Пушкин, Гончаров, Тургенев, Толстой, Бунин.
Про Библию: не думаю, что многие из т.н. "православных" (в современном смысле этого слова) ее читали или читали вдумчиво. Кстати, не вижу в Библии ничего плохого. Ее можно воспринимать как памятник литературы и важный культурный феномен, из которого растет почти все искусство традиционно христианских стран. У нас на филфаке был обязательный курс "Библия и культура", на который с удовольствием ходили все. Без него дальнейшее изучение мировой литературы было бы неполным. Это же основа.

Date: 2013-09-25 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] martishka.livejournal.com
Мне было интересно, насколько по-разному люди воспримут этот список и "его объяснение". Для кого-то это именно "русскость" - причастность к пониманию русской души, для кого-то - обозначение уровня образованности, а мне кажется, что определение "культурного кода" - слишком ёмкое понятие, и конечно, ста анкетами от представителей интеллектуальных профессий его не определить.
Многое из списка я, например, даже не хочу читать, и почему-то мне не кажется, что это затруднило бы мое общение со многими россиянами и русскоязычными людьми в других странах.

(no subject)

From: [identity profile] miss-ambassador.livejournal.com - Date: 2013-09-25 06:33 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-09-24 09:27 pm (UTC)
From: [identity profile] ingenieurin.livejournal.com
На мой взгляд, этот список во многом от фонаря. Ну, допустим, в последнее время я забила, но в детстве читала о-очень много и библиотека домашняя была ого-го (у дедушки, у папы - просто культ книг). А подтверждает мое мнение, что и цитаты многие - тоже от фонаря, а далеко не самые известные.

Date: 2013-09-25 02:46 pm (UTC)
From: [identity profile] martishka.livejournal.com
Почему от фонаря? Его составили по анкетам людей, которые рекомендовали те или иные книги, определяющие по их мнению некий "уровень", которым стоило бы обладать русскому человеку...

(no subject)

From: [identity profile] ingenieurin.livejournal.com - Date: 2013-09-25 05:14 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-09-24 09:32 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Вітаємо! Ваш запис потрапив у Рейтинг топ-25 популярних записів України!
За бажанням детальніше про рейтинги ви можете прочитати у розділі довідки (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2013-09-24 10:13 pm (UTC)
From: [identity profile] exo-morph.livejournal.com
как хотите, а Лем в списке должен быть)

Date: 2013-09-25 02:46 pm (UTC)
From: [identity profile] martishka.livejournal.com
Я не против :)

Date: 2013-09-24 10:36 pm (UTC)
From: [identity profile] psicheya.livejournal.com
Список неплохой, практически все читала, но к "русской душе", мне кажется, имеет очень опосредованное отношение. Большая часть - мировая классика, с ней не поспоришь.
Поттер, несмотря на то, что я его нежно люблю - это скорее, про английскую душу.
Незнайка - советская пропаганда для детей, совершенно непонятно, почему именно это из детской литературы выбрали, а массу других прекрасных вещей, которые чуть ли не каждый ребенок русскоговорящий знает наизусть, забыли (да хоть того же Чуковского).
Бойцовский клуб (опять же, вполне хорошо к нему отношусь) - про душу американскую, и на массовое русскоязычное сознание не то, чтобы сильно повлиял. Есть много других американских авторов хороших которые сюда не попали. Стейнбек, Фолкнер, Уайлдер.
Как насчет Павича и Кундеры? Они русской душе ближе, чем многие здесь перечисленные книги, имхо.
Почему из зарубежной фантастики один Бредбери? Как насчет Саймака, Шекли, Дика, Адамса? Обязательно должен был быть включен Лем - и книги, и фильм Тарковского по Солярису - довольно важные явления в русской культуре.
Почему включен Бах (сомнительного качества нью-эйдж писатель), а нету, например, Мураками - прекрасного писателя с мировым именем? Не говорю уже про прочих японцев типа Акутагавы и Абэ.
Помимо Пелевина, есть еще другие современные русские писатели - Акунин, Быков, Рубина, ну и так далее.
В общем, мне кажется, список составлен достаточно случайно, скорее всего, на основании топа продаж в онлайн-магазине - что, конечно, тоже несет определенный интерес, но не надо называть это такими громкими словами, как "геном русской души".

Date: 2013-09-25 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] martishka.livejournal.com
Поттер, несмотря на то, что я его нежно люблю - это скорее, про английскую душу.

Мне кажется, тут вовсе не имелось в виду, что указанные книги непосредственно О русской душе. Это перечень книг, который если прочесть, то станешь лучше понимать некий культурный код современного интеллектуального поколения России. Так предполагается.

Date: 2013-09-25 12:13 am (UTC)
From: [identity profile] patteran.livejournal.com
Практически всё читала в юности, где-то 90%. Голдинга, Кафку, Сартра не осилила и еще несколько иностранных товарищей, Приставкина, Шаламова и Платонова поленилась. Про русскую душу ничего не знаю, мне сравнивать не с чем особо. Но большинство моих друзей тоже эти книги читало, конечно. К счастью, не только эти )))

Date: 2013-09-25 02:50 pm (UTC)
From: [identity profile] martishka.livejournal.com
Нат, а у вас принято с друзьями обсуждать книги, прочитанное?
Я, к примеру, задумалась давненько как-то, что вовсе не уверена, что мои друзья читали не только то же, что и я, но и вообще приблизительно в том же объеме. Многие же близкие мне люди не читали и 5% из этого списка, например.
Я сейчас больше ориентируюсь на "френдов", так как в ЖЖ мы таки подбираемся друг к другу по интересам - в том числе к литературе.

(no subject)

From: [identity profile] patteran.livejournal.com - Date: 2013-09-25 05:29 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-09-25 12:56 am (UTC)
From: [identity profile] itial.livejournal.com
Чёта меня Гарри Поттер в этом списке вынес напрочь )) Хотя книга, безусловно, очень на слуху. Правда, непонятно: потому что все так прям и прочитали все семь томов или потому что фильмы посмотрели.
Культурный код переводной литературы, ага, от переводчика зависит, потому что, например, из Гёте я цитату запомнила как "Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо" - но потому что эпиграф к "МиМ", переведённый/обыгранный Булгаковым, а не потому что "Фауст" )))

Проще сказать, что из списка не читала (большая часть таки да, школьная программа):
антиутопии (Отруэлла, Хаксли - и не в ближайшем будущем, ну его), Замятина, Салтыкова-Щедрина, "Тихий Дон" (вообще не пошёл и заунылил). Не читала и не буду Камю. Местами читала Кафку, но тоже восторгов не испытываю, как и к Воннегуту, читать в ближайшее время не стану точно.
Очень хочу прочесть и точно доберусь до: "Доктора Живаго", Кена Кизи, "По ком звонит колокол", "Графа Монте-Кристо", "Бесов" (Достоевского когда-нибудь осилю целиком - он меня завораживает), "Великого Гэтсби".
Может, прочту "Мартина Идена", потому что Лондон хорош же. Местами, правда.
Очень краем уха слышала про "Ночевала тучка золотая" и "Колымские рассказы" - представление очень смутное о том, что же это, значит, буду ознакамливаться, скорее всего ))
Платонова хорошо что читала в школе, как вспомню, так вздрогну.

Рекомендую о-очень много всего )) Если, допустим, гипотетически, кто-то не читал вообще ничего из списка:
- «Мастера и Маргариту» - потому что она правда клёвая, можно читать с любого места, тысячу раз и всё время о разном.
- «Маленького принца» - это грустная сказка, но очень красивая. И при этом ироничная. И при этом полная несбыточной тоски.
- «Портрет Дориана Грея» - потому что Оскара Уайлда невозможно не полюбить, что бы он ни писал ))
- «Шерлока Холмса» - как отличный классический детектив
- Брэдбери и «451 градус по Фаренгейту», и «Вино из одуванчиков» - потому что Рэй Брэдбери очень талантливый, очень лиричный, очень добрый, очень нежный, очень трогательный и щемящий.
- Стругацких и «Понедельник начинается в субботу», и «Трудно быть богом», и «Пикник на обочине» - все три книги очень разные, но все три отменно хороши, первую, правда, люблю чуть меньше - она до лёгкого порхания не дотягивает, а для "суровой фантастики" слишком порхающая. Вторую, пожалуй, рекомендую сильнее прочих, она, правда, о безысходности.
- «Два капитана» - потому что это очень воодушевляющая книга, собственно, цитата очень ёмко сюжет характеризует.
- «Москва — Петушки» Венедикта Ерофеева - но под неё нужно соответствующее настроение, она скорее созерцательная, чем читабельная.
- «Имя розы» Умберто Эко - потому что это хороший детектив, а Эко масштабен и монументален. Он потрясает, но легче, чем Гюго, например.
- «А зори здесь тихие» Борис Васильев - но это на любителя. Я любитель Васильева, он отменный рассказчик, но сам сюжет печален, такое не всем нравится
- «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николай Гоголь - не могу рационально объяснить, я на этой книге выросла и потому, наверное, люблю её невозможно )))
- «Алые паруса» Александр Грин - как прекрасную сказку о любви, о смелости, о мечте, о доброте и немного о большом мире.
- «Дары волхвов» О. Генри - О`Генри как и Уайлд, замечателен, забавен, не без горечи, но однозначно в списке must read
- Даниила Хармса - хотя он тоже на любителя, и его, как и Зощенко, в один присест не съешь.
Порекомендовала бы Достоевского ещё, например, "Идиота" - потому что он представление об авторе даёт и "грузит" умеренно, но девять из десяти читателей за такую рекомендацию проклянут советчика ))
И отдельно детям и тем, кто до сих пор любит детское: «Гарри Поттера», Александра Дюма, трилогию о Незнайке, «Приключения Тома Сойера», «Волшебника Изумрудного города» (и остальные пять книг серии тоже), «Все о муми-троллях», «Робинзона Крузо», «Винни-Пух и все-все-все».

Date: 2013-09-25 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] martishka.livejournal.com
Со многими твоими рекомендациями я "в корне согласна", потому что почти все это и прочла. А упущенное - многое - как-то и не хочется совсем. Ни тяжелой, ни печальной литературы - объелась в свое время.

(no subject)

From: [identity profile] itial.livejournal.com - Date: 2013-09-26 03:22 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-09-25 03:43 am (UTC)
From: [identity profile] stringr.livejournal.com
Читал многое из списка. Половину в детстве. Стругацких и сейчас перечитываю время от времени.

Date: 2013-09-25 02:53 pm (UTC)
From: [identity profile] martishka.livejournal.com
Половину в детстве - звучит серьезно. Если только не говорить о Винни-Пухе и Волшебнике изумрудного города, а предположить, например, детское чтение Камю или Кафки :)

Date: 2013-09-25 05:33 am (UTC)
From: [identity profile] snajky.livejournal.com
я чего-то не поняла про геном
в чем смысл данного списка?

Date: 2013-09-25 02:53 pm (UTC)
From: [identity profile] martishka.livejournal.com
Сссылочка прямая на статью в начале поста.

Date: 2013-09-25 06:02 am (UTC)
From: [identity profile] irsenas.livejournal.com
Большую часть читала или в планах прочесть

Date: 2013-09-25 02:54 pm (UTC)
From: [identity profile] martishka.livejournal.com
Есть что-то, чего читать не хочется? или отдельно хочется порекомендовать наоборот?

(no subject)

From: [identity profile] irsenas.livejournal.com - Date: 2013-09-25 04:06 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-09-25 06:11 am (UTC)
From: [identity profile] tanya-koshka.livejournal.com
Мне про "русскость" судить сложно, я украинка, хотя большинство книг из этого списка читала. Лично от себя добавила бы Зощенко и Довлатова, но это скорее потому, что они повлияли на мою картину мира.
А вообще, список местами странный. По поводу классиков я согласна, их все как правило проходят в школе. Но что-то мне мало верится, что у нас поголовно все население читало, Воннегута, Хармса или Киза. И уж тем более, что они каким-то образом определяют их "русскость".

Date: 2013-09-25 02:58 pm (UTC)
From: [identity profile] martishka.livejournal.com
Никто не говорил о "поголовности" - я сомневаюсь, что даже Винни-Пуха все читали.
Прочтите статью по ссылке в начале поста, речь не совсем о том, насколько человек "русский".

Date: 2013-09-25 07:53 am (UTC)
From: [identity profile] bukvoejka.livejournal.com
Что ты хочешь , чтобы тебе разъяснили? По-моему это отличная статья.

Несмотря на то, что такая статья довольно условна, как и любая другая, которая возьмется за поименное перечисление книг, даже пользуясь списком этой статьи, можно легко вычленять людей твоего поколения, твоего круга, твоей сферы интересов. Т.е. тот самый геном.

При этом, по-моему, гораздо важнее для чистоты эксперимента, что из этих книг человек читал до того, как посмотрел на список. "Дочитывая" непрочитанное, чтобы соответствовать условный человек не сильно приближается к тому кругу людей, которые прожили эту книгу N-ое кол-во времени назад, читая ее без галочки, для списка. Ведь почти все книги из списка своего рода бестселлеры своего времени, и я уверена читать и толковать "мастера и маргариту" в эпоху запрета этой книги совсем другое, что читать ее сейчас; да мы тоже видим отсылки к советскому строю, но их видение сейчас не столько значит для нас, как для людей той эпохи. Тоже самое с Пелевиным в перестройку, Сартром и тд.

Как бы это сформулировать... чтение определенной книги в определенный момент говорит о том, что есть вероятность, что человек испытывал тоже самое, что и ты. Или не испытывал и поэтому не читал книгу, или она не значила для него столько. Мне нравится, как в конце статьи расписано, что такая -то книга учебник о том-то. В кавычках конечно же. Например, «Все о муми-троллях» - учебник познания мира. Помню, относительно недавно все мое окружение вдруг стало зачитываться муми-троллями, значит они испытывали в тот момент что-то такое, что им требовался глоток наивности, чистоты, свежести. Можно пытаться толковать, что эти люди испытывали одно и тоже давление со стороны внешнего мира, связанное с какими-то обстоятельствами, ну , например, грязь и лживость общества им надоели.

Еще интересно читать, чему именно, по мнению авторов статьи, книга является "учебником". И да, некоторые книги я не читала из списка, ну так и я не жила в ту эпоху, когда ими зачитывались, не ощущала потребности получить дозу противоядия :) А для тех людей, кто жил и читал, я не являюсь подходящим собеседником на тему "а вот помнишь"

Date: 2013-09-25 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] martishka.livejournal.com
Мне было интересно, насколько по-разному люди воспримут этот список и "его объяснение". Для кого-то это именно "русскость" - причастность к пониманию русской души, для кого-то - обозначение уровня образованности, а мне кажется, что определение "культурного кода" - слишком ёмкое понятие, и конечно, ста анкетами от представителей интеллектуальных профессий его не определить.
Многое из списка я, например, даже не хочу читать, и почему-то мне не кажется, что это затруднило бы мое общение со многими россиянами и русскоязычными людьми в других странах.

Date: 2013-09-25 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] lopadevego.livejournal.com
Половина - мура, прицепленная азиатами.

Date: 2013-09-25 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] martishka.livejournal.com
Что бы Вы включили в этот список персонально от себя?

(no subject)

From: [identity profile] lopadevego.livejournal.com - Date: 2013-09-26 07:22 am (UTC) - Expand

Date: 2013-09-25 03:43 pm (UTC)
From: [identity profile] odvis.livejournal.com
Посчитал по списку: примерно 45 позиций точно прочитаны, еще несколько кусками ("Иллиада", "Одиссея", "Божественная комедия", "Шерлок Холмс" (все 60 - точно нет, но наиболее распространенные - да), что-то не вспомню читалось или нет (Камю, Кафка были, но давно и не вспомню точных названий. Кажется, "Посторонний" точно читался, "Замок", "Процесс" - точно нет) . В основном это школьная программа, как и писали выше. Примерно нашего времени, сейчас уже значительно изменилась. Т.е. да, больше похоже на "срез поколения" в русскоязычной образовательной среде.

Из того, что вряд ли прочитается - "Поттер", не мой жанр.
"Гэтсби", "Бойцовский клуб" - в планах. Воннегут - возможно. Для это незнакомая "литературная территория": Паланник, Воннегут, Генри Миллер. Точно когда-то будет прочитан Маркес.

Date: 2013-09-25 03:57 pm (UTC)
From: [identity profile] martishka.livejournal.com
А я прочла Поттера в прошлом году - запоем, Дима! Это волшебные книги, очень увлекательные, и так как я люблю детективы, триллеры и тд., то у меня "поттериада" пошла на ура. Почему-то я думаю, что тебе бы понравилось, зря ты крест на нем ставишь.

А вот про школьную программу - все говорят, а я глазами хлопаю, я даже близко не помню, чтобы у нас что-то подобное читалось "по программе" именно.

(no subject)

From: [identity profile] odvis.livejournal.com - Date: 2013-09-25 04:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] martishka.livejournal.com - Date: 2013-09-25 04:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] odvis.livejournal.com - Date: 2013-09-25 04:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] odvis.livejournal.com - Date: 2013-09-25 08:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] martishka.livejournal.com - Date: 2013-09-25 08:53 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-09-25 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] odvis.livejournal.com
Читаю статью. И подумалось, что в общий культурный язык ("обращаясь к нему в разговоре и получая реакцию собеседника, мы понимаем, о чем говорим и с кем разговариваем.") сейчас много внесли сериалы (причем в определенной озвучке) и интернет-мемы.

Date: 2013-09-25 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] martishka.livejournal.com
Кстати, да. И конов я выпала почти на год из русскоязычного сектора (кроме ЖД), я многое уже упустила... Так же, как реклама по телевизору еще. У меня маленькие крестники что-то цитируют, а я уже не понимаю.

(no subject)

From: [identity profile] itial.livejournal.com - Date: 2013-09-26 03:26 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-09-25 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lemma.livejournal.com
где-то 60 из 100 я читала. некоторых я почти не знаю, так автора может и слышала, но мне мало что говорит его произведение.
список скорее из того, что читают обычно в школе+университете+популярные тенденции. но вот хоть многое из списка мы и правда все читали в школе, но поняли ли мы это. до кого дошла Божественная комедия, а герой нашего времени? фиг там кто что нормально понял, если толкового учители литературы не было. так что про геном - это немного ерунда

Хармс мне не дался, и кажется тихим бредом (сейчас меня закидают камнями)
Хочу почитать Оруэла и Бродского, Кафку и Сервантеса.

Date: 2013-09-25 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] martishka.livejournal.com
Согласна, Леа, геном - очень уж громко. Я многое из списка читать даже не хочу, и пусть бросают камни...

(no subject)

From: [identity profile] odvis.livejournal.com - Date: 2013-09-25 08:31 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-09-25 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] korli.livejournal.com
Есть впечатление, что это рекомендации не только на русских, но на русских определенного слоя и, что немаловажно, определенного возраста, т.е. с определенным багажом из своего времени.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Категория Х.Х.Х. Мы все учились понемногу.

Можно от чистого сердца не любить, но в школе все читали (точнее, проходили). Помнится, соответственно, в объеме того, что со школы в памяти осталось. Часть образовательно-культурного контекста. Есть ряд узнаваемых отсылок. Узнаешь - нормально. А вот не узнаешь - странно. Чтобы узнавать, как можно догадаться, читать не обязательно. Цитаты из Горе от ума не обязательно связывать с первоисточником, главное, чтобы знакомы были.

Евгений Онегин, Преступление и наказание, Война и мир, Герой нашего времени «Мертвые души, Отцы и дети, Братья Карамазовы, Капитанская дочка, "Мы" Замятина (скорее уж 1984 и Прекрасный новый мир помянут, все-таки сценарий "Мы" сейчас не так актуален), 451 градус по Фаренгейту, Золотой теленок, Горе от ума, Тихий Дон, Гамлет, Мастер и Маргарита, Ревизор, Ромео и Джульетта, Обломов, Граф Монте-Кристо, Повести Белкина, Вечера на хуторе близ Диканьки, Алые паруса, Трое в лодке, не считая собаки, Палата № 6

Анна Каренина
Кстати, не читал. Проходили на выбор Каренину или что-то еще. Читал что-то еще.

«Собачье сердце» Булгаков
Отсылки попадались. Читал на выбор Мастера, но представление все равно имею.

Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский
Сам прочитал в этом году, хотя упоминания относительно регулярны
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Категория Д.Д.Д. Детские книги. Все читали в детстве. Помнят лучше школьных )

Алиса в Стране чудес, Приключения Тома Сойера, Трилогия о Незнайке (Вот не так много людей, по ощущениям "Незнайку на Луне" читало), Шерлок Холмс (уже категория книг для подростков, кажется), Три мушкетера (Пока-пока-покачивая знанием сюжета, может и не все читали на самом деле, но узнают все), Волшебник Изумрудного города, Робинзон Крузо, Винни-Пух и все-все-все, Путешествия Гулливера
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Категория Z.Z.Z. А вот тут не уверен, что книги в этой категории так уж многие читали. Т.е. поминают нередко, но, по ощущениям, в довольно узком слое

Маленький принц, О дивный новый мир» Хаксли, «Сто лет одиночества» Габриэль Гарсиа Маркес, Гордость и предубеждение, Лолита, История одного города, На Западном фронте без перемен, Триумфальная арка, Чайка по имени Джонатан Ливингстон, По ком звонит колокол, Божественная комедия, Имя розы, Повелитель мух, Собор Парижской Богоматери, Бойня номер пять, или Крестовый поход детей, Про Федота-стрельца, удалого молодца, Скотный двор, Илиада и Одиссея (мне кажется, больше поминаются, чем реально читались), Письма римскому другу (мое любимое у Бродского, наверное потому, что самое доходчивое :) ), Белая гвардия

"1984» Джордж Оруэлл
Из знакомых мало кто читал, хотя хожу, рекомендую, аки микстуру.

«Над пропастью во ржи» Сэлинджер
Знаю, что книга классическая для целого (больше американского вроде) поколения. Но в культурном контексте особых отсылок не попадалось.

«Все о муми-троллях»
С удивлением обнаружил, что не столь уж многие знают, кто такой Снусмумрик и прочие Муми-папы (так и не запомнил, как его правильно)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Date: 2013-09-25 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] korli.livejournal.com

Категория U.U.U Мне кажется, это просто часть современного культурного контекста. Поттер-Айфон-Дэн Браун и пр. Книги категории известны, потому что о них много шумели.

«Гарри Поттер» Джоан Роулинг
Насчет не читал - не свой, крайне сомневаюсь. Но если не узнает - где вы спали последние 15 лет? )

Властелин колец
В школе не проходили. Знаю, был период, когда все читали, по паркам "толкиенутые" бегали с мечами. Но это еще до меня было. Читал, но не оценил. Хоббит больше понравился. Сейчас, как с Поттером, странно не знать, о чем там. Скорее благодаря Джексону.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Категория Y.Y.Y. Не читал. Сейчас вот скачал в папку на прочтение, критическая масса отсылок накопилась. Т.е. представление имею, но уже можно и прочитать. Все перечисленное ниже кроме Брэдбери - категория Х.Х.Х.

Идиот, Портрет Дориана Грея, Темные аллеи, "Процесс" Кафки, "Замок" Кафки, Бесы, Бойцовский клуб

«Вино из одуванчиков» Рэй Брэдбери
Читал, помню, что понравилось, не помню почему. Скачал перечитать.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Категория У.У.У. Упоминания не встречались.

Великий Гэтсби, Мартин Иден, Тошнота, Цветы для Элджернона, Вишневый сад (даже упоминаний этой части школьной программы не попадалось), Посторонний (слышал только про автора), Чума (слышал только про автора), А зори здесь тихие (и не знал, что по книге), Ночевала тучка золотая (не слышал), Унесенные ветром (только в контексте фильма), Дары волхвов, Двенадцать (хотя в школе читалось, да), Колымские рассказы, Котлован ( в школе на выбор читал что-то другое), Черный человек, Шум времени, Случаи
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Остальное:

Двенадцать стульев
Среди друзей особого отношения не заметил. Вот фильм точно все смотрели. Возможно, и не один. А поскольку отец любит временами процитировать, иногда пугаю окружающих внезапными цитатами ) Отец рассказывал, у них в КВНах был регулярно вопрос, с какой стороны великий комбинатор вошел в город.

Доктор Живаго, Архипелаг ГУЛАГ, Москва — Петушки
Не читал. Но в советское и раннее постсоветское время книга не могла не иметь своего образа. Т.е. книга поколения.

«Generation “П”»
Книга 90-ых. Т.е. книга своего поколения, я тогда слишком маленький был.

Понедельник начинается в субботу, Трудно быть богом, Пикник на обочине
Упоминаний много, но, по ощущениям, книга все равно своего поколения.

«Два капитана» Вениамин Каверин
Не попадалось.

«Старик и море» Эрнест Хемингуэй
Читал сам меньше полугода назад, особых упоминаний не встречал.

«Фауст» Иоганн Вольфганг Гете
О, кстати, в школе проходили, но пролетел мимо текста. Уже можно и прочитать. Зато тот не русский, кто не узнает фразу "Какое, Фауст, ты предпочитаешь?" )

Библия
Хмм. Скорее очень много не читавших. В том числе и тех, кому, вроде бы, положено. У меня такая ситуация вызывает диссонанс.

(no subject)

From: [identity profile] martishka.livejournal.com - Date: 2013-09-25 08:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] korli.livejournal.com - Date: 2013-09-25 08:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] martishka.livejournal.com - Date: 2013-09-26 11:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] korli.livejournal.com - Date: 2013-09-26 04:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] martishka.livejournal.com - Date: 2013-09-26 08:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] korli.livejournal.com - Date: 2013-09-26 09:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] korli.livejournal.com - Date: 2013-09-25 08:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] martishka.livejournal.com - Date: 2013-09-26 11:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] korli.livejournal.com - Date: 2013-09-26 04:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] martishka.livejournal.com - Date: 2013-09-25 08:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] odvis.livejournal.com - Date: 2013-09-25 08:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] odvis.livejournal.com - Date: 2013-09-25 08:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] martishka.livejournal.com - Date: 2013-09-26 11:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] korli.livejournal.com - Date: 2013-09-25 08:47 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-09-26 02:57 am (UTC)
From: [identity profile] patella-1.livejournal.com
Спасибо за список. Многое читала, но наверное, книг до 20-ти ещё не добралась. Хотя надо сказать, всю жизнь читала очень много, а последние несколько лет - мало. Чтение книг мне стала казаться не таким уж важным как раньше. Мне кажется теперь чтo мы придавали чтению чересчур большое значение.


Date: 2013-09-26 11:39 am (UTC)
From: [identity profile] martishka.livejournal.com
Я уже сейчас понимаю, что далеко не вся литература так полезна, чтобы ее вообще включать в какие-то программы - школьные и пр.

Date: 2013-09-26 06:01 am (UTC)
From: [identity profile] svetlana-pg.livejournal.com
Список хороший, но как он отражает русскую душу мне не понятно. По мне так это просто чей-то сугубо субъективный список литературы, который как кто-то считает надо прочесть. Не скажу, что мало читаю, но из этого списка прочитала наверное процентов 40. Успею еще все прочитать )
Все-таки мне кажется, что русскую душу отражают русские писатели: Пушкин, Шолохов, Булгаков, Достоевский, Толстой, Грибоедов, Тургенев, Солженицын, Есенин и другие классики литературы. Все эти писатели ведь признаны не только в России, но и во всем мире. И именно по ним мир узнает что-то о русской душе.
Властелин колец, Гарри Поттер и Сказки про муми-троллей конечно очень популярны, и я читала и мне нравятся, но к русской душе не имеют никакого отношения. И в этом списке на мой взгляд им не место. Как и еще порядка тридцати книгам иностранных писателей.
А добавила бы в него Акунина.

А если рассматривать этот список именно как перечень литературы, необходимой к прочтению, чтобы тебя считали культурным и образованным человеком, то на мой взгляд нельзя судить о человеке по тому прочитал он всех классиков мировой литературы или нет. Может ему нравится фэнтази и он читает по книге в неделю, но не собирается читать ни Достоевского, ни Толстого. Просто не интересно. Я например точно знаю, что Бесы и Войну и мир сейчас мне читать не хочется. Архипелаг ГУЛАГ я просто не смогу прочитать, слишком для меня тяжелое произведение. Да я не читала эти книги, но при этом я не считаю себя необразованной и некультурной. Я прочитала массу других произведений, которые мне интересны.

Что касается вопроса, что я люблю, а что не стала бы читать.

Из этого списка прочитала в свое время и больше не никогда не буду перечитывать:
1. Котлован Платонова. Редкостная муть. Очень скучное и неинтересное произведение.
2. Кафка. И Процесс и Замок. Какой-то он совсем больной был этот Кафка.
3. Пелевин. Не мое. Не понимаю. Прям противно читать.
4. Паланик. Прочитала 3 произведения (Удушье, Призраки, Колыбельная). Пыталась понять, почему мне все друзья его советуют. Не поняла. Предполагаю, что Бойцовский клуб тоже не пойму, поэтому читать не собираюсь

В ближайшее время надеюсь доберусь до:
1. Портрет Дориана Грея.
2. Цветы для Элджернона
3. Повелитель мух
4. Дары волхвов

Мой список must reed:
1. Над пропавстью во ржи. Гениальное произведение для меня. Не устаю перечитывать
2. Мастер и Маргарита.
3. Сто лет одиночества
4. И восходи солнце (Фиеста) Хемингуэйя
5. Все книги про Гарри Поттера
6. Все книги Харуки Мураками
7. Сказки Леонида Филатова
8. Грозовой перевал Эмили Бронте

Ну вот как-то так )

Что касается всех остальных списков. Да, там тоже хорошие книги. Но все те списки еще более субъективны и отражают мнение одного какого-то человека. Сколько людей столько и мнений


Edited Date: 2013-09-26 06:51 am (UTC)

Date: 2013-09-26 11:40 am (UTC)
From: [identity profile] martishka.livejournal.com
Спасибо за подробный комментарий, всегда интересно, как человек анализирует ту или иную тему.
О "русскости" написано в статье по ссылке в начале поста - это не совсем "русскость" в чистом виде, но часть культурного кода. То бишь, как хорошо будут понимать друг друга люди, прочитавшие некий перечень литературы, посмотревшие определенные фильмы, рекламные ролики и прочее-прочее...

Date: 2013-09-27 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] solncepoksa.livejournal.com
я вообще скептически отношусь ко всякго рода спискам.
люблю только те, которые окрашены личными впечатлениями того, кто советует :)
как ты это делаешь с обзорами фильмов!

Date: 2013-09-28 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] martishka.livejournal.com
Я могу и про книги, но этот список будет слишком большим.
Если что - вот я здесь: http://www.livelib.ru/reader/martishka

Date: 2013-09-28 02:37 pm (UTC)
From: [identity profile] domashnyaya.livejournal.com
ух, всегда любила такие списки себе сохранять на память, чтобы когда в поисках "чего бы почитать" натыкаться на него. Хотя хорошие книги и перечитать можно)

Date: 2013-09-28 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] martishka.livejournal.com
Я практически ничего не перечитываю.. Редко когда что-то получается прочесть второй раз, если, например, читала в подростковом возрасте - того же "Великого Гэтсби"... а недавно прочла, будто с чистого листа.

(no subject)

From: [identity profile] domashnyaya.livejournal.com - Date: 2013-09-28 03:15 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

martishka: (Default)
martishka

April 2017

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526 272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 16th, 2017 09:50 pm
Powered by Dreamwidth Studios